Педиатр

Гигиена ребенка первого года жизни

Цель:  обеспечение чистоты кожи ребенка для предотвращения возникновения кожных заболеваний, включая опрелости, потертости и потницу, к которым склонна кожа грудного младенца.
Важно помнить: ребенок  первого месяца жизни восприимчив к условно-патогенной инфекции, поэтому необходимо также следить за чистотой сосок, игрушек и других предметов, попадающих ребенку в рот. Одежда должна защитить его от большой  потери тепла и свободно пропускать воздух. Если не следить за температурным режимом, у ребенка возможно возникновение явлений перегревания или переохлаждения, поскольку терморегуляция в раннем детском возрасте должным образом еще не сформирована.

Ежедневный туалет новорожденного:
-  осуществляется утром, перед первым кормлением;
-  включает в себя умывание теплой водой, обработку глаз стерильными ватными шариками, смоченными в растворе калия перманганата (1:800);
-  туалет носовых ходов, ушей;
-  обработка кожных складок;
-  подмывание проводится при пеленании перед каждым кормлением.


Уход за кожей ребенка первого года жизни:
-  ежедневный утренний туалет (умывание, подмывание, туалет слизистых), смена белья;
-  подмывание и профилактика опрелостей;
-  гигиенические ванны – до 6 месяцев ежедневно, с 6 до 12  - через день;
-  с мылом ребенка моют не чаще, чем 1 раз в 3-4 дня. Голову моют специальными детскими шампунями. При себорее -  масляные компрессы на несколько часов;
-  после мытья ребенка следует промокать полотенцем, а не тереть;
-  уход за ногтями с первых недель жизни – раз в неделю. На руках постригать округло, на ногах – прямолинейно;
-  с 3-х месяцев во время бодрствования – ползунки; после 6 – 8 месяцев – колготки, пинетки. Одежда не должна иметь грубых швов, лишних пуговиц, должна шиться из мягких натуральных тканей. Не допустимы синтетические материалы.

Советы стоматолога. 
На первом году жизни основной задачей является предотвращение развития неправильного прикуса. Формированию дефектного развития челюстей и неправильному прикусу способствуют:
•    постоянное сосание пустышки во время бодрствования и сна (пустышка нужна ребенку, но постоянное ее присутствие во рту вредно);
•    сосание языка, пальцев или различных предметов;
•    прикусывание и сосание нижней губы;
•    дыхание через рот;
•    несмыкание губ (положение между зубами).
Нужно удалять налет с первых прорезывавшихся зубов. Для этого на чистый палец наматывают чистую марлю или бинт и осторожно протирают ребенку зубы.

Гигиена детей раннего возраста

Цель: обеспечение чистоты тела ребенка, выработка у него навыков ухода за собой.
Задачи: Ежедневное умывание.
•    приучение ребенка чистить зубы утром и вечером;
•    приучение ребенка к горшку;
•    общее купание 2 – 3 раза в неделю;
•    для мытья тела и волос следует использовать специальное детское мыло и детский шампунь.

Советы стоматолога.
Для предотвращения развития неправильного прикуса необходимо следить, чтобы малыш дышал носом, пережевывая и проглатывая пищу.
      Для предотвращения развития кариеса:
•    приучать ребенка активно жевать;
•    не приучать к сладостям (конфетам, пряникам, печенью);
•    приучать пользоваться зубной щеткой;
•    включать в рацион овощи, рыбу, молочные продукты, которые содержат минеральные вещества;
•    устранение на зубах углублений, задерживающих пищу и мягкий налет, путем их пломбирования.

Правила чистки зубов:
-  зубы необходимо чистить утром и вечером;
-  подбирать зубную щетку в соответствии с возрастом;
-  требования к щетке: должна быть гибкой, с аккуратно подстриженной щетиной, не царапать эмаль зубов и не повреждать десны;
-  у ребенка должна быть детская зубная паста, на щетку выдавливать пасту размером с горошину;
-  утром и вечером сделать несколько десятков движений зубной щеткой по всей поверхности зубов;
-  верхние зубы чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх, продолжительность процедуры  3 – 5 минут;
-  утренняя чистка более энергичная (содержит элемент точечного массажа, дающая зарядку всему организму);
-  вечерняя чистка более спокойная;
-  после процедуры прополоскать рот.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Развитие ребенка, его умения, соответствующие определенному  возрасту, являются показателями его нервно-психического здоровья. Ребенок находится в постоянном развитии. Наибольшее количество навыков и умений он приобретает в первый год жизни, поэтому врачи-педиатры осматривают ребенка ежемесячно.
Интенсивное развитие наблюдается в возрасте до 5 лет, после5 – интенсивность замедляется. Поэтому родителям так важны знания о развитии детей до 5 лет.
Наша схема развития умений ребенка до 5 лет  рассчитана  на среднего ребенка:

3 месяца:
 - лежа на животе поднимает голову и грудку;
 - следит взглядом за движущимся предметом;
 - по-разному плачет, чтобы выразить эмоции;
 - хватает погремушку или палец;
 - держит голову;
 - улыбается людям в ответ;
 - узнает маму;
 - гулит.
Родители должны давать ребенку большие безопасные игрушки. Необходимо обнимать ребенка, брать на руки.

6 месяцев:
- лежа на животе опирается на вытянутые руки;
- перекладывает предмет из руки в руку;
- осматривается  вокруг;
- отличает чужих от близких;
- узнает знакомые лица и улыбается;
- лепечет и смеется;
- раскачивается на четвереньках;
- переворачивается со спины на живот;
- сидит, если посадят;
-  ищет взглядом источник звука.
Родители должны разговаривать и играть с ребенком.

9 месяцев:
- произносит отдельные слоги «ма», «да», «ба»;
- приподнимается и, подтягивается и встает;
- поднимает пальчиками маленькие предметы;
- ползает на четвереньках;
- разбрасывает игрушки;
- узнает и ищет знакомые лица;
- стоит, придерживаясь за мебель;
- указывает на предметы, когда просят их найти;
- отзывается на свое имя.
Родители должны разговаривать и играть с ребенком в простые игры «Ладушки», «Сорока», «Ку – ку», петь и читать, следить, чтобы ребенок не брал в рот мелкие или грязные предметы.
   Никогда не оставляйте ребенка одного в ванне или на высоком стуле.

12 месяцев:
- повторяет за взрослыми «мама», «дай»;
- хочет, чтобы родители были на виду;
- присаживается и наклоняется, держась за опору;
- толкает, тянет и разбирает вещи на части;
- переступает, держась за что-либо;
- делает первые самостоятельные шаги;
- танцует или прыгает под музыку;
- показывает свой характер, когда не может сделать что хочет;
- беспокоится при незнакомых людях.   

Календарь профилактических прививок

ВОЗРАСТ НАИМЕНОВАНИЕ ПРИВИВКИ
Новорожденные (в первые 12 часов жизни) Первая вакцинация против вирусного гепатита В
Новорожденные (3 – 7 дней) Вакцинация против туберкулеза
1 месяц Вторая вакцинация против вирусного гепатита В
3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита
4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита
6 месяца Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита
Третья вакцинация против вирусного гепатита В
12 месяцев Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
18 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита
20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
7 лет Ревакцинация против туберкулеза Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
13 лет Вакцинация против краснухи (девочки)
Вакцинация против вирусного гепатита В (ранее не привитые)
14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка Ревакцинация против туберкулеза Третья ревакцинация против полиомелита
Создание сайта - Веб-студия "К-Дизайн"
Медицинский центр "ДЛ-Мед" © 2010-2018